Персональный сайт Безруковой Елены Васильевны. Воспитателя МКДОУ «Детский сад №12 «Василёк» с.Величаевского, Левокумского муниципального округа, Ставропольского края.

О четырех популярных системах воспитания

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРВАЯ: «САМ С УСАМ»

Популярная идея: позволять детям всё делать, оценивать и решать самим. Неплохое решение, когда речь о самостоятельном завязывании ребенком шнурков или поддержании им порядка у себя в комнате. И исключительно соблазнительная возможность: родителю – меньше вникать в то, чем интересуется и как проводит время его маленькое, но уже такое неповторимо-отдельное чадо.

Чудо-система, эпохальное открытие! Если ребенка оставить на его собственное усмотрение, а лучше соединить его с другими детьми, то в конечном итоге – кто бы мог подумать – он… вырастет сам! Фантастика, насколько педагогика «сам с усам» облегчает жизнь. Никто не обременяет собой другого. Общее правило жизни – это отсутствие правил.

Чудо-сани, едущие сами, – педагогическая система «сам с усам». Открыто и прямо в стремлении сбежать от детей никакой родитель, разумеется, не признается. Взамен все будут красиво и долго рассуждать о свободе ребенка и решительно отвергать насилие. Отец и мать рады бы уделить внимание, но вот незадача: они боятся навредить – навязать чаду свое родительское мнение. Ведь никому не известно, что для ребенка лучше и хуже. Почем отцу или матери это знать? В «сам с усам» концепции детей не воспитывают из принципа. Теория «сам с усам» наносит вред, когда отвергает детско-взрослую общность, авторитет родителя и провозглашает эгоцентрические личные интересы неприкосновенными и священными.

КОНЦЕПЦИЯ ВТОРАЯ: «РАЗВИВАЛКИ»

Это направление, стимулирующее развитие ребенка, в последнее время весьма популярно, особенно у мам детей-дошколят. К нему относятся различные методики и «системы»: «система Никитиных», «система Зайцева», «система Домана», методика развития Прогрессио, методика Сесиль Лупан, школа Монтессори, реджио-педагогика и другие.Все эти подходы обладают своими особенностями, отражают разницу вкусов родителей и детей и специфику устроения семей. Все в унисон настаивают на индивидуальном подходе, учете личностных особенностей ребенка и предпочитают терпение и мягкость дисциплине и подчинению. Разница с так называемой «гуманистической концепцией» в том, что взрослый здесь – не враг; тревоги «гуманистов» по поводу использования родителем превосходства в интеллекте и силе в ущерб интересам ребенка, по поводу искажения условий естественного роста преувеличены.

Кто-то из мам расклеивает по квартире карточки с названиями предметов и заглавными буквами этих слов; кто-то развивает мелкую моторику, для чего дает чаду пирамидки, кубики, мозаики, формочки, головоломки; кто-то много слушает музыку; кто-то рисует, строит, клеит, красит и лепит; кто-то уделяет первоочередное внимание закалке и физическому развитию; кто-то при первой возможности отправляется с детьми в походы; кто-то увлеченно разыгрывает сюжетно-ролевые игры: кормит, водит гулять, умывает, сажает на горшок кукол и плюшевых зверят.

Искусство воспитания состоит в своеобразной медиации возможностей. Родитель правильно распределяет ресурс сил и интереса воспитанника, восполняет пробелы детского опыта, мягко ассистирует начальным нетвердым шагам и пробам. Развивающие методики дают прекрасные результаты в дошкольном и младшем школьном возрастах, однако впоследствии из-за недостатка твердого убеждения словно бы лишаются почвы и повисают в воздухе. Эффект от них снижается. Молодой человек не находит, ради чего ему стоило бы жить и усиленно трудиться. 

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕТЬЯ: «МАЛЕНЬКИЕ ПРОФИ»

А что, если попробовать приобщить ребенка к какому-нибудь большому делу, поручив ему настоящее задание, как у взрослых?.. Когда скромный учитель музыки, сын владельца фабрики по производству скрипок Шиничи Сузуки после Второй мировой войны взялся заниматься с маленькими детьми и начал изготавливать для них миниатюрные, словно бы сказочные, скрипочки, никто не предполагал, что это окажется не просто чудачеством или забавным номером из репертуара парка развлечений. Таково было начало широчайшего движения в педагогике в масштабах целого мира. Масару Ибука, последователь Ш. Сузуки, потом написал книгу «После трех уже поздно», которую знают по всему миру и считают одним из значительных педагогических сочинений.

В системе Сузуки воспитание рассматривалось в контексте становления человека культуры, классической музыкальной традиции. Но это может быть не только музыка, подойдет и другая стезя, на которой, ориентируясь на лучшие образцы, ребенка поэтапно, в соответствии с возрастными возможностями учат достигать определенного и профессионально оцениваемого результата. Умение малышей осваивать взрослые навыки Сузуки объяснял присущим им подражательным инстинктом. К примеру, мы видим в цирке номер семьи акробатов, где вместе с родителями и старшими детьми выступают десятилетние, семилетние, а в некоторых случаях даже пятилетки. Как этого удалось достичь? Ребенок рос в цирке, наблюдал отца и мать, старших братьев и сестер в процессе оттачивания программы и на выступлениях. Это был его мир, его жизнь, и ему естественным образом захотелось подражать своим близким.

Руководствуясь этими принципами, за 30 лет педагогической работы Шиничи Сузуки обучил понимать, любить и исполнять классическую музыку более 200 тысяч детей! Лишь 5% из них стали впоследствии профессиональными музыкантами, для прочих знакомство с музыкой было фактором общего развития, помогло стать лучше, добрее, воспитать характер и раскрыть способности.

Целью педагогики «маленьких профи» не является также установление возрастных рекордов и механическое, бездумное заучивание. Взрослый делится с воспитанниками тем, чем обладает сам и что составляет предмет его воодушевления. Он стремится сделать детство более содержательным и – как следствие – более счастливым. Главнейшей задачей, по Сузуки, было воспитание в ученике «благородного сердца» – высоких моральных качеств. На месте музыки способны находиться другие занятия: от балета и спорта до науки и техники.

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: «АЛЬФА-РОДИТЕЛЬСТВО»

Альфа-родительство основывается на теории привязанности, или соединенности (англ. attachment),  В феномене привязанности ребенок и значимый взрослый вместе образуют симбиотическую пару. Дети настроены на волну родителей и как бы «подключены» к ним, подобно как телефон привязан к базовой станции и сообщается через нее с миром.

Созданная в послевоенное время на основании опытных данных британцем Джоном Боулби теория выступила противоположностью, едва ли не полной, так называемому гуманистическому, по сути же индивидуалистическому течению в психологии и педагогике. Повторно теория привязанности напомнила о себе в конце 1990-х в подаче канадского психолога Гордона Ньюфелда. Его выступления и работы отразили в себе острую реакцию на банкротство псевдогуманистического направления, которым отношения родителей и детей были доведены до низшей точки: старшие утратили всякое влияние на детей. Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией.

Работа Ньюфелда «Не упускайте своих детей», написанная им в соавторстве с врачом Габором Матэ, стала манифестом «альфа-родительства». Слово «альфа» означает позицию сильного, того, кто способен позаботиться о ребенке и дать ему постоянную поддержку и защиту. Дети, убежден Ньюфелд, плохо ведут себя тогда, когда в силу возраста не могут справиться с проблемой и со своими эмоциями самостоятельно. Автор называет это «слезами тщетности». Ребенок не верит, что может сделать что-либо с таким количеством обступающих его проблем и угроз. Разными способами он обращает на себя внимание. И стоит родителю, обняв его, подать сигнал «я рядом, со мной ничего не страшно» или «я помогу», как равновесие восстанавливается.

Достоинство концепции альфа-родительства заключается в том, что она охватывает не только раннее детство, но и подростковый и юношеский периоды. «Не упускайте своих детей» в разных странах является программной книгой для матерей и отцов, настроенных на ответственное родительство. Она настраивает отцов и матерей на активное участие в жизни детей и дает им поддержку. Главную цель своей деятельности Г. Ньюфелд формулирует так: «Я не пытаюсь изменить мир, я пытаюсь вернуть родителям их естественную интуицию». При этом Ньюфелд критикует гиперопеку и потакающий стиль. Оба этих явления он считает неподобающими для отношений родителей и детей. Родитель – это не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует.


27 июля 2024 в 18:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.