Персональный сайт Безруковой Елены Васильевны. Воспитателя МКДОУ «Детский сад №12 «Василёк» с.Величаевского, Левокумского муниципального округа, Ставропольского края.

Проект в средней группе на тему: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и Я».

                                                                               АКТУАЛЬНОСТЬ.

 Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе РФ «Об образовании» впервые сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ создается им в помощь. На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

 ЦЕЛИ ПРОЕКТА: создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1.Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями и детьми. 2. Повысить уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста. 3.Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй, как фактора позитивного развития ребёнка. 4.Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду. 5.Уточнить круг обязанностей ДОУ и объем ответственности родителей в форме общественного договора. 6.Подготовить методический материал по теме «Новые формы работы с семьей»: - подбор диагностического материала, - методическое обеспечение организации работы с родителями. 7.Провести первичный и итоговый мониторинг эффективности различных форм работы с семьей с акцентом на инновации. 8. Создание методического банка данных ДОУ по теме «Новые формы работы с семьей». 9. Интенсификация работы с семьей на основе новых форм работы. Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный. Разработчик проекта воспитатель средней группы: Безрукова Е.В. Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители. Сроки реализации: 01.09.2023г. по 30.05.2024г.

 Этапы проекта:

I этап - подготовительный с 01.09.23г. по 30.05.24г.

 II этап - основной с 30.10.23г. по 15.05.24г.

 III этап - итоговый с 15.05.24г. по 30.05.24г.

Предполагаемые результаты: 1. Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса. 2. Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей. 3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. 4.Сплоченность семьи, как системы. 5.Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста. 6. Психическое и личностное развитие всех участников проекта. 7.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями. 8.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов. 9.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ.

 1. Информационно - аналитические 

• Анкетирование; 

• Тестирование;

 • Опросы; 

• Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».

 2. Наглядно-информационные формы

 • Сайт ДОУ и педагогов;

 • Выпуск семейных стенгазет;

 • Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей; • Фотовыставки; • Семейные презентации;

 • Нетрадиционные дни открытых дверей.

 3. Познавательные.

 • Нетрадиционные родительские собрания;

 • Информационно-практические занятия «Школа родителей»;

 • Совместная работа по тематическому плану проектов;

 • Круглый стол.

 4. Досуговые. 

• Совместные праздники, досуги, развлечения;

 • Совместные спартакиады;

 • Семейный театр;

 • Участие родителей в конкурсах, выставках.

 Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия дошкольного отделения с родителями воспитанников.  изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС  анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;  формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;  подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

 2 этап – практический Цель: организация партнерского взаимодействия дошкольного отделения с родительской общественностью.  педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДО (анкетирование);  педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня);  педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);  совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы. Активные формы и методы работы с родителями: -анкетирование; - занятия с участием родителей («День Матери»); - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («Осенняя фантазия» - нетрадиционные способы изодеятельности, «Новогодняя выставка»); - акции («Кормушки для птиц»); - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; - оформление фотовыставок («Зимние забавы»); - слайд-шоу («Наша жизнь в детском саду»).

 3 этап – аналитический Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями воспитанников. -анкетирование по удовлетворенности работой ДО родителей; -определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата. Выполнение проекта.

 Сентябрь. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Совместная подготовка к учебному году. «Режим дня» «Задачи на год», «Закаливание в домашних условиях», «Что должно быть в шкафчике», Консультация: «Учим с ребёнком правила дорожного движения». Папка-передвижка «Осень». Правила безопасности. Анкетирование родителей: «Что вы ждёте от детского сада в новом году?» Обновление группового инвентаря нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей к новой группе. Анкета для родителей. Создание родительского комитета Выставка детских творческих работ (рисунков, коллажей и др.), выполненных в различных техниках «Здравствуй, Осень! В гости просим!» Помощь при оформлении.

 Октябрь. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Консультация: «Семья и семейные ценности» Родительское собрание «Психологические и возрастные особенности детей 4-5 лет». Итоги летней оздоровительной работы. Выборы совета родителей. Выставка «Дары осени». Памятки для родителей «Что должно быть в шкафчике», «Без лекарств и докторов!» Конкурс «Лучшая семья года» Совет воспитателя: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Режим – это важно!», Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды», «Живём по режиму!», Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы. Консультация «Взял я в руки карандаш». Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома. Тема: «Рисуем вместе!» Советы, предложения привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. Осенний праздник «Волшебный сундучок» Объявление даты проведения праздника Беседы: «Одежда детей на праздник» Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

 Ноябрь. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Беседа «Как беречь здоровье ребенка!», Консультация: «Игры и упражнения с мячом дома». «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей!» Рекомендации по привлечению детей в игру!» (игровые действия) Помощь – совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру. Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры.

 Декабрь. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Живём по режиму!» Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы. Совместно проведённый новогодний утренник. Праздник «Здравствуй, Новый год!», «Какие дарить подарки!». Анкета для родителей. Папка-передвижка «Зима». Правила безопасности Предложения участия, советы по костюмам. Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

 Январь. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Консультация: «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей». «Зимняя прогулка в детском саду!» Круглый стол: «Воспитание патриота в семье». Выставка рисунков на зимнюю тематику Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!) Советы, рекомендации по прогулке с родителями вечером. Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. Совместный конкурс рисунков взрослых и детей на тему «Зимние развлечения» «Читаем всей семьёй!», «Игры с детьми по развитию речи», Беседы и советы по теме. Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, эффективных приёмах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность.

Февраль. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Консультация: «Развитие связной речи у детей» Совместное проведение праздника « Дня Защитника Отечества» Консультация «Природа и мы» Беседа «Совместный труд» Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей Мастер-класс: «Играем-учимся и познаем!» Активизировать участие родителей в жизнедеятельности группы.

 Март. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Папка передвижка: «Играем с пальчиками – развиваем речь» Праздник, посвящённый 8 Марта. Выставка рисунков. Анкета для родителей. Папка-передвижка «Весна». Правила безопасности. Обмен опытом родителей на тему «Какая игрушка нужна ребенку?» Предложение родителям поиграть дома с детьми с игрушкой. Советы по играм. Дать знания о важности игрушек, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Конкурс «Наши звездочки». Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей, научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения, воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций. Совместная организация  в группе огорода «Что посадим в огороде!», «Стихи о растениях», Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчёт для родителей.

 Апрель. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Консультация: «Роль речи в развитии познавательно-речевой активности детей» Родительское собрание «Чему мы научились за год». Как оздоровить ребёнка летом - советы врача. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок?». День добрых дел. Привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность. Консультации родителям по проведению ими занятий, зарядок, прогулки. Привлечь родителей к воспитанию детей, научить управлять детским коллективом, выполнять с ними задания, доводить дело до конца, воспитывать уверенность в себе.

Май. Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Консультация: «Как воспитывать маленького патриота». Выставка рисунков на тему: «День победы». «Дошкольное портфолио». Анкетирование «Как для Вас прошёл этот год!» Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» Информационная папка «Прогулка – это важно!», «Игры на природе!» Советы, предложения, рекомендации врача, дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, подготовка участка к летнему периоду. Покраска предметов участка, клумбы, песок. Привлечь родителей к подготовке группы к летнему периоду работы. Продукт проекта:

 1.Изготовление баннера «Как для Нас прошёл этот год!»

 2. Итоговое родительское собрание совместно с детьми «Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье».

                                                                      Методическая литература.

 1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 2015. 2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 2019. ИПК, 2006. – 95 с. 3.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. М.Просвещение,2023. 4.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2020. 5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2022. 6.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб.: Детствопресс.2019. 7.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2021. 8. ФГОС ДОО - проект «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития» Линка-пресс, Москва, 2018. Журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика». Лагутина Н.Ф. «Детский сад как открытая развивающая система» Детский сад от А до Я. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» М:АРКТИ, 2020. А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», Москва, 2019. Интернет-ресурсы.

7 апреля 2024 в 17:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.