Персональный сайт Безруковой Елены Васильевны. Воспитателя МКДОУ «Детский сад №12 «Василёк» с.Величаевского, Левокумского муниципального округа, Ставропольского края.
Мастер-класс для родителей на тему:«Гендерное воспитание».Мастер-класс на тему: "Гендерное воспитание". Сегодня, уважаемые родители, мы собрались с тем, чтобы посвятить время вопросу гендерного воспитания. В начале нашей встречи хочу предложить 2 игры для сплочения и настроя на семинар. Упражнение «Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива. 2 группы родителей выполняют задания быстро и четко. Инструкция: Постройтесь в фигуры: квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк. Упражнение «Спутанные цепочки» Цель: психологическое упражнение на разогрев участников тренинга. Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар. Информационный блок. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется (Варианты ответов) Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же мы отличаемся друг от друга, мужчины и женщины (Варианты ответов) Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Часто можно услышать в речи такие выражения: “Не баба, а мужик в юбке” или “ Штаны носит, а ведет себя как женщина”. Это говорит о том, что существуют социокультурные аспекты в различии мужского и женского. Так, например, заметны различия в социокультуре африканской и европейской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке – это привилегия мужчин, или юбки в Шотландии – это национальная одежда мужчин, а юбки в Европейском обществе всегда считались предметом женского туалета. В современное время наблюдаются изменения в морфологии пола в связи с изменением статуса женщины в обществе. Во многих странах женщины получили равноправие, многие женщины занимают лидирующее положение среди мужчин. В современном обществе женщины занимаются тяжелым физическим трудом. Ученые провели исследования изменений женщин с XIX по XX века и сделали выводы: – на смену женской фигуре, называемой “песочные часы” (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра) пришла фигура наших современниц – прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщины напоминает треугольник - чисто мужской вариант; – у некоторых женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны, наблюдается огрубение голоса и полысение головы. Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституционные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их понятием пола и гендера. Пол - в переводе с латинского означает “порождать”. Это биологические различия между людьми, определяемые генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Гендер– социальный пол, взаимодействие человека с другими людьми в социуме и поведение в разных ситуациях может быть разным. Биологическая женщина может стать “мужчиной”, т. е. ее поведение будет напоминать мужское – курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В данный момент ее социальный пол – мужской. Ребенок только после трех лет начинает осознавать свой пол. С момента рождения начинается его воспитание и гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. А как вы думаете? Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли мужчины (варианты ответов). Какие условия для развития создавать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины (варианты ответов). Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека. Чтобы воспитывать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Дети одного возраста, посещающие одну возрастную группу, будут иметь разный биологический возраст по характеристикам созревания мозговых структур: девочки опережают мальчиков на 1-1,5 года. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление (поэтому этим объясняется тот факт, что некоторые девочки начинают говорить очень рано). У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста (до старшего дошкольного возраста) доминирует образночувственная сфера – мыслят образами и представлениями. Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, поразному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. Что же необходимо знать взрослым? -Педагоги - психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует армированию дружбы между противоположными полами. Другой недостаток совместного обучения мальчиков и девочек в том, что в образовательных учреждениях одни женщины. Это отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. -Политика нашего государства в советское послереволюционное время была поставлена так, что образ матери был господствующим семейном воспитании, и он же был основным в женском образовании. Отцу в семье отводилась второстепенная роль. Его явным предназначением было – служить Отечеству. Кроме этого, те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родине. Результаты этой политики мы пожинаем, посей день. Главенствующую роль в семье часто занимают женщины, мужчины часто уходят от воспитания детей, самоотстраняются, или уходят на второй план. Редко встретишь семью, где папа – глава семьи во всех смыслах этого слова. -В современное время много неполных семей. Часто встречаются семьи, в которых мама совместно с бабушкой воспитывает сына (внука). В таких семьях мальчики больше времени проводят с матерью или бабушкой и образ отца становится менее привлекательным. В школе и в детском саду мальчиков тоже окружают женщины. Часто взрослые осуждают “немужское поведение” мальчиков, забывая, что перед ними еще ребенок, личность которого еще формируется. И это способствует формированию неврозов. -Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. В результате совсем не мужественные мальчики подвергаются со стороны педагогов травмирующему воздействию. У мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. Поэтому: Целью гендерного подхода должно стать воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. В предметно-развивающей среде часто наблюдается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания “девчоночьих” материалов и пособий. Игра-соревнование «Назови игрушки» Игра-соревнование для родителей: разделить на две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет. Вопрос: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек? (вариант ответов) Заключение: Из всего сказанного, понятно, что проблема гендерного воспитания в современное время существует, и решить ее за короткий срок не реально, но уделять ей внимание все же следует. Упражнение «Аплодисменты по кругу» Цель: Эмоциональная разрядка. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа. Спасибо за участие в семинаре 7 апреля 2024 в 16:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.