Персональный сайт Безруковой Елены Васильевны. Воспитателя МКДОУ Детский сад №12 «Василёк» с.Величаевского, Левокумского муниципального округа, Ставропольского края.

НОД в старшей группе «Книга сказок»

 НОД по развитию речи

Тип занятия: интегрированное

Вид занятия: познавательно - речевое

Форма проведения: фронтальное

Тема: «Книга сказок»

Цель: развитие связной речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Задачи:

Речевое - развитие: активизировать речевую деятельность детей разнообразными способами и методами; создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность.
Художественно – эстетического развития: учить детей творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации. Закрепить знания о сказках.
Социально – коммуникативного: воспитывать у детей уверенность в своем успехе, партнерские отношения между детьми, чувства доброты и отзывчивости.

Познавательного развития: Развивать память, мышление, наблюдательность, внимание.

Физического развития: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, развивать двигательную активность.

Методы и приемы:

- практические: игровые упражнения, игровые ситуации;

- наглядные: рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, мнемотаблица, ИКТ, ТРИЗ;

- словесные: проблемный, словестно – логический, указания, подсказывание слов, беседа, вопросы-ответы.

Словарная работа:  Красная шапочка, сказочные герои, Баба – Яга, домик из сена, домик из прутиков и веточек, каменный домик.

Предварительная работа:  

- чтение сказок, беседы, решение проблемных ситуаций в сказках, инсценировки сказок;

- игры «Путаем сказки», «Найди героя сказки», «Угадай сказку», «Собери картинку», «Что с начало, что потом» и т.д.;

- рассматривание иллюстраций к сказкам, работа по схемам, продуктивная работа по сказкам (рисование, лепка, раскрашивание).
Материалы и оборудование:

Презентация к НОД «Книга сказок», проектор, ноутбук, конверт с письмом; мнемотаблица к сказке «Три поросенка», магнитная доска; 2 стола, корзинка, карточки - пирожки с начинкой (фрукты, ягоды, овощи), 2 разноса; разрезные картинки (пазлы); бутафорский сундук с раскрасками «Герои сказок» и книгой «Сказки»; волшебный клубочек из ниток. 

Ход НОД

 

I. Организационный момент

Дети вместе с воспитателем входят в группу.

- Здравствуйте, дети! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а у нас светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

 
1. Создание  проблемной ситуации

(Слышится фонограмма ветра и шум деревьев)
Воспитатель:  Какой сильный ветер поднялся за окном,  качает деревья, а они так шумят.

- Как шумят деревья за окном? (ш-ш-ш)

- Как дует сильный ветер? (У-У-У)

- Как дует слабый ветер? (у-у-у)

Обращает внимание на подоконник.

- Ребята, что это на подоконнике? Сильный ветер принёс  письмо, давайте откроем и посмотрим, кто его прислал? Ребята, это, наверное, тайное письмо.

«Срочно-срочно помогите

Книгу сказок отыщите!»

«Мы, герои волшебной книги Сказок, просим вас, ребята, нам помочь! Баба Яга заколдовала страницы нашей книги, и мы не можем вернуться обратно в сказки. Мы очень хотим вернуться домой! Помогите нам, пожалуйста!»

- Ребята, нужна наша помощь. Мы поможем сказочным жителям  отыскать книгу? (ответы детей)

- Трудностей не испугаемся? (ответы детей)

- Тогда нам надо попасть в волшебную книгу Сказок! Для этого нам нужно закрыть глаза руками и повторить такие слова:
Нужно глазки всем закрыть
Слово «Чудо» повторить,
Повертеться, покружиться,
И на месте очутиться.
Фоном звучит музыка «В гостях у сказки», на экране появляется разворот книги с номерами сказок в содержании, но без иллюстраций.
Воспитатель:
- Вот мы и на месте! Да, книга есть, а сказочных героев в ней нет… Заколдовала Баба Яга страницы этой книги! А вот и она…
На экране появляется изображение Бабы Яги, звучит ее голос:
«Ну, здравствуйте детишки! Помогать пришли! Ха-ха! Ничего у вас не выйдет! Сказочные герои смогут вернуться в свою книгу только тогда, когда будет разрушено мое колдовство. Каждая сказка заколдована! Ха-ха! А расколдовать сказки у вас не получится!»
Картинка Бабы Яги пропадает.

Воспитатель: 

- Ребята я предлагаю разрушить колдовство и приступить к первому заданию.
- Поможет нам выполнить  все задания Волшебный Клубок Ниток! Он покажет нам дорогу и поможет не заблудиться! Вперед!

- Давайте, возьмем наш клубочек и скажем волшебные слова:

Волшебный клубочек из пряжи чудесной

Веди по дорожке, тебе лишь известной,

Веди поскорее, заданье найди

И к цели заветной ты нас приведи!

- Он покажет нам дорогу и поможет не заблудиться! Вперед!
(В группе распределены задания для детей, на каждом задании табличка с цифрой, соответствующей номеру сказки в содержании волшебной книги на экране).

 

 2. Выполнение заданий

Задание №1.

Дидактическое упражнение «Расскажи по картинке».

На экране иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
- Как Маша попала к медведю?
- Что говорил медведь, когда нес короб?
- Что ему отвечала Маша, когда медведь нес ее в коробе?
- Как закончилась сказка?
Проблемные вопросы (ТРИЗ)
- Что произошло, если бы медведь открыл короб и нашел Машу?
- Что произошло, если бы Маша осталась жить у медведя?
По окончании выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на экран. На экране, напротив цифры 1 в содержании появляется картинка Маши и медведя.
- Молодцы, ребята! Все сделали правильно! Пора идти дальше!


Задание №2.

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

- Ребята, нам нужно рассказать сказку по зашифрованным картинкам?

- Как называется эта сказка? (Три поросенка)

- Как зовут персонажей сказки?

Воспитатель, вместе с детьми подходит ко второму заданию, мнемотаблице по сказке «Три поросенка» и карточке с заданием. Воспитатель предлагает детям, опираясь на таблицу, рассказать сказку. По завершении рассказа, на экране, напротив цифры 2 появляется картинка веселых поросят.
- Молодцы, ребята! Получилось! Вы очень хорошо знаете сказку «Три поросенка»! А сможете ли вы показать героев этой сказки?

Психогимнастика по сказке «Три поросенка».

Воспитатель:

- Покажите сердитого волка. А сейчас покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они тряслись. А теперь изобразите смелых, радостных поросят.

- Поросята очень радовались, что прогнали волка. Стали петь и танцевать.


Воспитатель хвалит детей и предлагает им отправиться дальше к третьему заданию.

 

Волшебный клубочек из пряжи чудесной

Веди по дорожке, тебе лишь известной,

Веди поскорее, заданье найди

И к цели заветной ты нас приведи!

Задание №3.

Дидактическая игра «Угощение для бабушки» по сказке «Красная Шапочка».
Воспитатель:
- Ребята, вот наше следующее задание!

- Вот корзинка, посмотрим, что в ней? (в ней пирожки)

- Как вы думаете, а чья это корзинка с пирожками? (ответы детей)

- Нужно помочь Красной шапочке, узнать с какой начинкой пирожки!

- Поможем!

(Ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает)

- Пирожок  с картошкой (морковкой,  яблоком и т.д.)
Когда картинки закончились, воспитатель замечает на карточке, что к этому испытанию необходимо сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Пирожки»:
Испекли мы пирожки
С разною начинкой;
И с капустой пирог,
И с картошкой пирог,
И с морковкой пирог,
И с луком пирог.
И, конечно, на дорожку –
Ароматную лепешку!
Имитация лепки пирожков.
Загибать пальчики по одному.
Покачивать впереди руками.
Дети вместе с воспитателем обращают внимание на экран: напротив цифры 3 появляется картинка бабушки и Красной Шапочки
- Ура! Молодцы! А Баба Яга сомневалась, что у вас получиться! Посмотрите, у нас осталось всего одно задание! Но давайте присмотримся, а не следит ли кто-нибудь за нами!

Гимнастика для глаз «Клубочек»
Воспитатель совместно с детьми выполняет гимнастику для глаз: посмотреть влево, посмотреть вправо, посмотреть вверх, посмотреть вниз, нарисовать глазками клубок.
- Клубочек привёл нас к следующему заданию.

Задание №4

Дидактическая игра разрезные картинки «Любимые сказки»

- Здесь разрезанные на части  иллюстрации к сказкам. И здесь успела побывать Баба Яга! Невозможно понять какие сказки на картинках. Поможем, ребята?

(Дети собирают картинки и называют название сказки)

Появляется и исчезает изображение Бабы Яги.
- Какие вы все молодцы! Победили колдовство Бабы Яги! Помогли сказочным героям вернуться в книгу! Но и нам нужно возвращаться в детский сад, а то нас будут искать! Давайте встанем в кружок, закроем глаза руками и повторим волшебные слова:
Нужно глазки всем закрыть
Слово «Чудо» повторить,
Повертеться, покружиться,
И на месте очутиться.

Пока дети выполняют движения, волшебная книга на экране исчезает.

 

III. Рефлексия
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

- Кому мы помогали?

- Героям, каких сказок мы помогали?

- Вам понравилось помогать героям сказок?
На экране появляется послание от сказочных жителей (сундук), воспитатель находит сундук с раскрасками сказочных героев и книгой сказок в группе.  

- Это послание от сказочных героев, они вас благодарят и дарят вам эти подарки.

Воспитатель показывает детям подарки, благодарит их, предлагает  отправиться в группу.

3 марта 2024 в 18:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.