Персональный сайт Безруковой Елены Васильевны. Воспитателя МКДОУ Детский сад №12 «Василёк» с.Величаевского, Левокумского муниципального округа, Ставропольского края.

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»


Воспитатель:

                     Слава нашей стороне!

                     Слава русской старине!

                     Я рассказывать начну,

                     Чтобы дети знать могли

                     О делах родной земли.

                                                          Н. Кончаловская.

А вы знаете про то, как люди раньше жили, пелипесни, мастерили? Ведь преданья старины забывать мы не должны. А помогут нам вэтом изделия мастеров народных промыслов. Я предлагаю вам полюбоваться красотойсозданных ими произведений.

Познавательнаядеятельность.

Рассматриваниепредметов.

- Был такой чудо – мастер. Разное про него говорилистарики, будто поселился он в глухом лесу., избу поставил, стол да ложкусладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшенаптенцам сыпать. Прилетела как – то к его порогу жар – птица, прикоснуласькрылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намёк, а не из этой лисказки появилась удивительная красота?

- Отгадайте загадку:

                                Все листочкикак листочки,

                                Здесь же каждыйзолотой,

                                Красоту такуюлюди называют …(хохломой)

Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписьюукрашаются тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки.

Воспитательи дети рассматривают изделия с хохломской росписью.

Неизменным элементом в хохломской росписи является«травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкиелисточки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы,птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). Авокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки.

 

 

                                   Резные ложкии ковши

                                   Ты разгляди-  ка, не спеши,

                                   Тамтравка вьётся и цветы

                                   Небывалой красоты.

Описаниехохломских изделий.

Дети составляют описание представленных изделий (изкакого материала сделаны, как называется предмет, для чего нужен, какой узорнарисован)

Рассматриваниегжельской посуды.

- Скоро сказка сказывается…

Один купец поехал путешествовать в Россию с алойрозой, которую ему подарила жена. Но роза от мороза замёрзла и посинела.Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали на своих изделиях.Только не алый, а синий. А купец отвёз жене в подарок эту посуду.

- Отгадайте загадку:

                              Синяя сказка –глазам загляденье,

                              Словно весноюкапель,

                              Ласка, забота,тепло и терпение,

                              Дружная,звонкая…(гжель)

Воспитательи дети рассматривают изделия гжельских мастеров.

Такая посуда, расписанная синими цветами, наверное,есть и у вас в доме. Это настоящее синее чудо на белом фоне: знакомые с детстваромашки, купавки, колокольчики, розы, ягодки земляники, малины, тонкие травинкии завитки получают новую жизнь в произведениях народных мастеров.

                                         Гжель.

                             Кто придумал этослово,

                             Это слово немудрёно?

                             Жгелью раньшегжель звалась,

                             Была пёстрой, асейчас –

                             Это чудо синее наблюдечке раскинуто.

                             Раз мазок, двамазок, завиток и точки…

                             Расцветут на белойглине синие цветочки.

 

Описаниегжельских изделий.

Дети составляют описание представленных изделий (изкакого материала сделаны, как называется предмет, для чего нужен, какой узорнарисован)

Физминутка:

Терем, терем, теремок               (Детисоединяют поднятые руки на д головой «домиком»)

Он не низок, не высок.              (Приседают,встают, поднимают руки вверх)

Расписные здесь завалинки,      (Поворачиваясьв стороны, показывают завалинки)

С хохломским узором ставенки,     (Соединяют руки перед грудью и разводят встороны –

                                                            открыли ставенки)

Солнце светит поутру,                 (Поднимаютруки вверх, потягиваются)

Звери к терему идут.                   (Ходьба на месте)

Вот идёт лисичка, рыжая сестричка.       (Имитируютпоходку лисы)

Следом скачет зайка, зайка – попрыгайка.       (Прыгаютна двух ногах)

А за ними шёл медведь,                                 (Имитируют походку медведя)

Тише, тише, не шуметь!                           (Прикладывают палец к губам)

 

Рассматриваниедымковской игрушки.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества.Она предназначается не только для игры, а служит украшением быта. Образыигрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

Глиняную игрушку лепили повсюду, где занималисьгончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепитчто-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехиради. Чаще лепили игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины сталирасписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы.

– Отгадайте загадку:

                              Весёлая, белаяглина,

                               Кружочки, полоски на ней,

                              Козлы и барашкисмешные,

                              Табунразноцветных коней.

                              Кормилицы иводоноски,

                              И всадники, иребятня,         

                              Собаки, гусары ирыбка,

                             А ну, отгадайте, кто я?

Ну, конечно, это любимая всеми дымковская игрушка.

                               Чем знаменитоДымково?

                                Игрушкою своей.

                                В ней нетуцвета дымного,

                                А есть любовьлюдей.

                                В ней что - то естьот радуги,

                                От капелекросы.

                                В ней что – то есть от радости,гремящей, как басы.

 

Описаниедымковских изделий.

Дети составляют описание представленных изделий (изкакого материала сделаны, как называется предмет, для чего нужен, какой узорнарисован)

Рассматриваниефилимоновских игрушек.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут,

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Воспитательи дети рассматривают изделия филимоновских мастеров.

Меньше всего изменений за долгие годы своегосуществования претерпела филимоновская игрушка. Природные свойства местнойглины, жирной и пластичной, отразились на облике игрушек. Филимоновская глинапри сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживатьвлажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Главное, что поражаетпри взгляде на игрушку, её смелая роспись. Гамма цветового решения почти неменяется: белое сочетается с малиновым, зелёным (реже синим), лимонно – жёлтым.Животные и птицы всегда расписаны по определённой схеме: поперёк туловища и шеиидут, чередуясь, разноцветные полосы и только голова окрашивается одним, чащезелёным, цветом.

Описаниефилимоновских изделий.

Дети составляют описание представленных изделий (изкакого материала сделаны, как называется предмет, для чего нужен, какой узорнарисован)

(Воспитательназывает материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовываетприлагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, ибросает мяч назад).

Свистулька из глины – глиняная.

Мяч из резины – резиновый.

Матрёшка из дерева – деревянная.

Кубик из пластмассы – пластмассовый.

Игрушка из бумаги – бумажная.

Барабан из картона – картонный.

Шар из стекла – стеклянный.

Рассматриваниесемёновских игрушек.

- Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины,дерева, ткани. А эта игрушка живёт в России более ста лет. Отгадайте, про когоя говорю:

                                    Есть у насодна игрушка,

                                   Не лошадка, непетрушка,

                                    Красавица –девица,

                                    Каждаясестрица

                                    Для меньшейтемница…(матрёшка)

- А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклыхудожник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на видбыла стариком – японцем. Вот и переодел куклу художник в русский костюм. А ужмастера, которые вытачивают, расписывают матрёшек, - люди добрые, весёлые, словоохотливые!Да и игрушка – то какая радостная! А мастера живут в селе Семёново.

Воспитатель: - А теперь выстанете мастерами, распишете красивым узором матрешку.

А сейчас,мастера,

За работу всемпора.

Мастера, скорейза дело—

Украшайматрешек смело.

Рисование«Распиши игрушку»

Пальчиковая гимнастика«Цветочки»:

Наши алые цветы распускаютлепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит, лепесткиколышет (покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы закрываютлепестки (сжимание пальцев)

Головой качают, тихозасыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцыскладываются в замок).

(Предложить детям выбрать силуэты матрешек дляросписи, оказать помощь, если требуется, напомнить как держим кисть, что рисуемвсей кистью и ее концом).

Дети должны разукрасить вырезанный силуэт игрушки встиле выбранного народного  промысла.

Рефлексия.

-Что особенно было интересным для вас?

-О чём вы расскажете дома родителям?

-Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

Ребята,посмотрите на своих матрешек. А вам нравятся ваши работы?

Ребята, о ком  мы сегодняговорили?  Из какой страны привезлипервую матрешку? Из чего делают матрешек? Какие виды русских матрешек вы запомнили? Ребята, а что было вам трудно нанашем занятии? А что вам больше понравилось на нашем занятии?

 

Вотземля наша – земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором,пилой или глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину вжильё, в полезные вещи, игрушки. Передаётся мастерство от отцов сыновьям, отдедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но идля красоты.

 

 

 

17 февраля 2024 в 15:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.