Персональный сайт Безруковой Елены Васильевны. Воспитателя МКДОУ «Детский сад №12 «Василёк» с.Величаевского, Левокумского муниципального округа, Ставропольского края.
Мастер-класс с использованием Тико-конструктораМастер-класс для педагогов ДОУ «Стройка из конструктора – интересная игра!» Цель: заинтересовать педагогов ДОУ и поделиться опытом работы по использованию ТИКО-конструктора в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов с конструированием по использованию ТИКО конструктора в работе с детьми. 2. Поделиться опытом работы по применению ТИКО-конструкторав игровой форме. Практическая значимость: данный мастер - класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Педагог, использующий ТИКО-конструктор в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта по работе детей с конструктором в игровой форме. Материалы: мультимедийное оборудование, ТИКО-конструктор на каждого педагога и схемы, для выполнения задания. Ход мастера - класса: Воспитатель: здравствуйте уважаемые коллеги! В моем мастер – классе под названием «Стройка из конструктора-интересная игра!» вы познакомитесь с использованием «ТИКО-конструктора» в развитии конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Что же такое ТИКОконструктор? Как вы думаете? Предполагаемые ответы участников мастер-класса. ТИКО это: Т – трансформируемый И – игровой К – конструктор О – для обучения Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли "окошка", "двери", "глазок". Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному. - Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО. Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т.д. - Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет. - После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету. - Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. - Главное при соединении деталей – это правильное их соединение. - Соединять детали надо под углом. Первый этап работы, когда мы уже познакомились с конструктором, идет работа с полными схемами. Первые схемы должны соответствовать размеру конструктора. Чтобы ребенок мог приложить деталь конструктора на схему, и она соответствовала его размеру. После того как выложили рисунок только потом они его собирают. Второй этап работы, это когда они уже научились работать по этим схемам. Схемы рисунков усложняются, они уже меньшего размера, чем детали конструктора. Следующий этап работы – это более сложные конструкции, например, цветочек или елочку. Можно использовать пошаговые схемы сбора рисунка. Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста. Сейчас я вам вкратце расскажу о них. Набор «Малыш» предназначен для детей от 4-х лет и включает, в основном, небольшие детали, удобные для маленьких ручек ребёнка. Из набора "Малыш" можно собрать большое количество фигур: мебель (шкаф, стол, стул, пуфик, кровать, дерево, башню, скворечник, крепость, клумбу, корону, забор, скамейку, различные виды домиков, дорожки из квадратов и треугольников, шары и др. Набор «Школьник» позволяют конструировать следующие фигуры: цветок; корзинку; утёнка; цыплёнка; карусель; гриб; стаканчики для ручек, карандашей; различные виды домиков; танк. Также набор "Школьник" позволяет конструировать многогранники, кубы, пирамиды, параллелепипеды, призмы и их развертки. Набор «Объём» - позволяет изучать объёмы геометрических фигур и соотношения объёмов. С помощью набора можно наглядно постигать такие понятия, как ёмкость тела или объём наполнителя. Крышки фигур могут открываться и закрываться. Таким образом, геометрические тела можно трансформировать во время занятий, многократно их наполнять и опорожнять. Также все трехмерные тела могут раскладываться в плоские развертки. Набор «Геометрия» - для сборки геометрических тел. Можно собрать 86 многоугольников (куб, прямоугольный параллелепипед, четырехгранная призма, шестигранная призма и др.). Все модели раскладываются в развёртки. Также набор «Геометрия» позволяет составлять орнаменты и паркеты. Набор «Мячи» - специально позволяет собирать мячи (шары) различного размера - от теннисного мяча до футбольного. Наглядно показывают возможности сборки шара из различных многоугольников. Представляют шар как предельный случай выпуклого многогранника при дальнейшем увеличении количества граней. Позволяют сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как икосаэдр и додекаэдр. Показывают возможность сборки шара из ромбов, треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников. Наборы «Грамматика» - включает буквы со знаками препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи. Набор "Эрудит" состоит из 312 квадратов, позволяет детям старшего возраста составлять кроссворды, пополняя словарный запас и тренируя правильность написания слов. Набор «Фантазёр» - набор для школьников младших и средних классов, включающий 127 многоугольников и позволяющий развивать фантазию. Набор «Класс» - включает 71 многоугольник, раздаточный набор для построения и изучения объёмных фигур. Набор «Арифметика» - содержит цифры и арифметические знаки и позволяет составлять примеры на арифметические действия. Также, как я уже говорила, конструктор ТИКО можно использовать на занятиях по математике. Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, ода шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. Ну что, у всех получилось соединить? Тогда предлагаем по схемам сделать предложенные предметы. Это был лёгкий способ конструирования – по схеме, если нужно усложнить задание, то применяется конструирование с помощью устной инструкции. Для этого, нам понадобятся следующие детали: остроугольный треугольник (красный, жёлтый или оранжевый) - 1 шт.; маленький равносторонний треугольник (зелёный) – 3 шт. Конструирование: 1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз. 2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонни треугольник. 3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник. 4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепите остроугольный треугольник. Получилась морковка! Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной. Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Теперь у нас получилась объёмная фигура (морковка)! Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией. Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос. Собрав до конца героя или какойнибудь предмет, ребенок достиг желаемого результата? Можно поставить на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этим героем? Ваши ребята удивят вас, придумывая и собирая фигуры из «ТИКО»! А мы вам желаем творчества и фантазии в конструировании из конструктора «ТИКО»! Спасибо за внимание! 17 февраля 2024 в 15:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.